Российские потребители становятся свидетелями масштабной распродажи автомобилей всевозможных марок и моделей. В один день Citroen объявляет о снижении цен в пределах от 20 тыс. до 150 тыс. руб., в другой - Mitsubishi делает аналогичный шаг, апеллируя похожими цифрами. А уж сюрпризов и подарков при покупке авто не счесть – каждый производитель изобретает что-то свое. Просто какая-то повальная распродажа, хотя до Нового года еще далеко. Чудеса, скажите вы? Нет, просто кризис. Ведь склады автопроизводителей затоварены, производство сокращается, а вместе со сворачиванием банками кредитных программ, падает и спрос. И это только начало.
Когда видишь незнакомый город, то, как можно на глаз определить степень материальной обеспеченности его жителей? Внешний вид домов - не самый лучший критерий, ведь центр захолустной дыры может выглядеть вполне прилично, а окраины Москвы – удручающе. По одежде местных жителей тоже сложно сделать вывод, богато или бедно они живут. Один из самых достоверных признаков того, что у жителей есть деньги – количество и качество автомобилей.
Как правило, данные о том, насколько уплотнились пробки и выросло количество автолюбителей, намного красноречивее, чем сухие статистические данные о росте средней заработной плате. Российский автомобильный рынок уже несколько лет считается одним из самых быстрорастущих и, соответственно, перспективных. Не зря уже открыто множество автосборочных предприятий иностранных производителей, а многие только собирались открыться. Однако уже сейчас, стоило только кризису переползти в реальный сектор экономики, по падению спроса на автомобили видно, как серьезно нас затронул кризис. Об этом, повторимся, свидетельствуют беспрецедентные скидки-подарки, а также затоваривание складов и сокращение производства. Так, в октябре "АвтоВАЗ" объявил, что на складах находится 100 тыс. машин, что сопоставимо с двухмесячным объемом продаж завода, а у дилеров нет денег на выкуп автомобилей. Позже российский автоконцерн объявил о продаже своей сбытовой сети "Лада-Сервис", но после передумал, надеясь получить от государства кредит в $1 млрд.
Производители, как зарубежные, так и российские ("ГАЗ", "КамАЗ") приостанавливали производство. Правда, в случае с "ГАЗом" это дало интересный эффект. Как отмечает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын, как только прошла новость, что "ГАЗ" встал, все машины у московских дилеров были распроданы – люди испугались, что "ГАЗелей" не будет. Но понятно, что эта ситуация была кратковременной.
В ближайшем будущем лучше не будет, будет хуже, вопрос – на сколько? "Ожидалось, что в этом году российский автомобильный рынок вырастет на 30%, теперь рост составит по итогам года 20%", - отмечает аналитик ИК "Велес-Капитал" Марина Иркли. "Снижение спроса на автомобили может достигнуть 15-20%. На российские марки оно будет более значительным", - несколько иначе считает аналитик ИК "Капиталъ" Иван Завадский.
Действительно, в чем сходятся все аналитики, произойдет коррекция спроса в сторону более дешевых моделей. То есть хуже всего будут покупать автомобили бизнес-клааса. А вот дешевые иномарки, а также отечественный автопром должны стать фаворитами среди покупателей. АвтоВАЗу, стремительно теряющему свою долю рынка, казалось бы, нужно радоваться, ведь у него появятся покупатели из других ценовых ниш. Но не тут-то было.
Действительно, в чем сходятся все аналитики, произойдет коррекция спроса в сторону более дешевых моделей. То есть хуже всего будут покупать автомобили бизнес-клааса. А вот дешевые иномарки, а также отечественный автопром должны стать фаворитами среди покупателей. АвтоВАЗу, стремительно теряющему свою долю рынка, казалось бы, нужно радоваться, ведь у него появятся покупатели из других ценовых ниш. Но не тут-то было.
"Хуже всего придется автомобилям от $20 тыс., именно этих потребителей в большей степени коснется кризис. Но то, что выиграет АвтоВАЗ, сказать нельзя. Нас ждет или стагнация производства или небольшой подъем. У АвтоВАЗа сокращается рентабельность, нет простора для снижения цен. Может так получиться, что цены снизятся на корейские автомобили и на китайские, у которых простор этот есть", - заявил Накануне.RU аналитик Севастьян Козицын.
При такой ситуации и надежда отечественного автопрома – совместное детище АвтоВАЗа и Renault - может не оправдать возложенных на него надежд, ведь в условиях кризиса экспансия китайских автомобилей на российский рынок наиболее опасна. "Китайцы могут автомобили, которые продаются за $9 тыс., предложить за $5 тыс., ведь у них рабочий может работать как за $300, так и за $100, у нас такого не будет", - подчеркивает Севастьян Козицын. Как уже писало Накануне.RU, Китай в меньшей степени, чем другие страны пострадал от финансового кризиса, соответственно, вряд ли упадет производство дешевых машин, спрос на которые если не повысится, то хотя бы останется на прежнем уровне.
Впрочем, российское правительство делает все возможное, дабы оградить российский автопром от грубой конкуренции китайских производителей. Правительство РФ вводит с 14 ноября новую ставку таможенной пошлины на ввоз кузовов – 15%, но не менее $5 тыс. евро за каждый кузов. С такими накладками никакие китайские автомобили не смогут тягаться с российскими. Учитывая, что производств "китайцев" в России практически и не осталась. Например, завод "Автомобили и заводы Урала" (АМУР) в Новоуральске, собирающий автомобили Geely, будет вынужден прекратить производство. "С ноября мы не будем производить китайские автомобили по той схеме, что производили. Мы прорабатываем вопрос локализации производства, с тем, чтобы кузовы изготавливать на территории России, и не быть связанными с завозом окрашенных кузовов по такой стоимости. Мы рассчитываем, что производство будем создавать у себя", - говорит административный директор завода Григорий Вайнштейн.
Но и кроме Китая, конкурентов, пусть и пострадавших от кризиса, у АвтоВАЗа хватает: разработали и разрабатывают бюджетные автомобили все, кому не лень, и по качеству зарубежные авто на порядок лучше российских. Однако не значит ли, что раз у автопроизводителей сложности, то они в срочном порядке снизят цены, и многие наконец-то смогут купить автомобиль значительно дешевле, чем раньше?
И да, и нет. С одной стороны, производители прямо-таки радуют беспрецедентными акциями. Скидки на новые Mitsubishi достигают 120 тыс. руб., на Citroen – 150 тыс., на Peugeot - 50 тыс. и так далее. Даже "АвтоВАЗ" предоставляет скидки в 15 тыс. руб. на автомобили "Калина". Но существует негласное правило: чем дороже автомобиль, тем больше на него скидки. И, соответственно, чем дешевле, тем меньше. Если автомобиль стоил, например, 1 млн руб., то сейчас стоит 900 тыс. руб., для тех, кто может себе позволить подобное авто – бонус, без сомнения, приятный. Но людям, еле-еле наскребающим деньги на поддержанный ВАЗ, это точно не поможет.
Еще одно расхожее заблуждение: раз кризис начался в США, там упал спрос на автомобили, то они должны подешеветь. Возможно, это было бы так, если бы вместе со спросом падал доллар (кстати, летом нынешнего года Dodge и Chrysler устраивали "распродажи", но этим пока дело ограничилось), однако пока, наоборот, он только растет.
Другая причина, почему автомобили для большинства не станут более доступными – ограниченность в средствах. Во-первых, повсюду идут сокращения персонала. Во-вторых, инфляция растет, а зарплаты работодатели повышать не собираются. И в-третьих, львиная доля автомобилей покупается в кредит, который сейчас, в лучшем случае, дорогой, а в худшем – недоступен, что, собственно, влияет на спрос. Это касается не только легковых автомобилей, так, по словам аналитика компании "Брокеркредитсервис" Севастьяна Козицына, 90% коммерческих автомобилей покупаются в лизинг. К примеру, с проблемами уже столкнулся АМУР, производящий, помимо китайских легковых автомобилей, грузовики.
"Покупатели – юридические лица не могут оплатить грузовые машины, по которым заключены договора. Как они объясняют, даже по положительным заключениям кредитных комитетов до сих пор не могут получить кредиты. Эта ситуация длится с середины сентября. Мы вынуждены приостановить производство, чтобы не произошло затоваривания. Было принято решение об объявлении простоя два дня в неделю, работали ограниченным составом. Работаем по тем заказам, которые предварительно оплачены", - заявил Накануне.RU административный директор ЗАО "Автомобили и заводы Урала" Григорий Вайнштейн.
Так что, если по всем данным, кризис, затронувший все сферы российской экономики, не даст расти благосостоянию населения, ожидать очередного "автомобильного бума" не стоит. Нет, машины, без сомнения, будут покупать, но не так много и не такие дорогие. Но, собственно, в этом есть и плюс: пробки на дорогах в крупных городах перестанут расти так быстро.
Источник Накануне.RU
Комментариев нет:
Отправить комментарий