четверг, 1 ноября 2007 г.

Новые права для покупателей автомобилей


Уже в ближайшее время купленный автомобиль можно будет вернуть или поменять, если в нем обнаружится даже мельчайший недостаток (например, не работает прикуриватель). Задержка в поставке уже оплаченного товара обойдется нерадивому продавцу в 180% годовых. Такие права покупателям предоставляет новый закон.
Принятые 25 октября поправки в действующее законодательство вступят в силу 11 декабря. Их разработчики учли многочисленные жалобы граждан на недобросовестные компании, которые даже в рамках действующего закона «О защите прав потребителей» умудряются, например, по несколько месяцев ремонтировать мобильный телефон, а за задержку оплаченного товара платить копеечные неустойки.
15 дней на обкатку ...
Сейчас покупатель технически сложных и дорогостоящих товаров (компьютеров, холодильников, стиральных машин, автомобилей, иных транспортных средств) может потребовать их заменить (на модели той же или другой марки) только в случае обнаружения существенных недостатков. Например, неисправность, которая не может быть устранена без «несоразмерных расходов или затрат времени» или выявляется неоднократно, проявляется после ремонта, либо делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением. Только в этих случаях неисправный, допустим, автомобиль можно вернуть и потребовать не только всю уплаченную за него сумму, но и возмещения возникших убытков.
Расплывчатость формулировок стала причиной многочисленных споров. На следующий день после выезда из автосалона перегорела лампочка в указателе поворота: неисправность явно легко устранимая, но до замены лампочки по правилам ездить нельзя. Ни один нормативный акт не дает точного разъяснения. Неоднозначна и судебная практика. Например, Верховный Суд России не признал неисправность актуатора коробки передач (течь цилиндра сцепления) новенькой Alfa Romeo существенным недостатком.
Согласно внесенным поправкам, потребитель вправе вернуть, поменять или даже заменить технически сложный товар (автомобиль, компьютер и т.д.) на другую модель с соответствующим перерасчетом цены, при выявлении любого недостатка в течение пятнадцати дней со дня передачи такого товара. То есть, больше двух недель можно обкатывать покупку, выискивая недостатки.
Новая норма может привести к волне злоупотреблений со стороны потребителей: тот же автомобиль можно будет вернуть из-за неисправного прикуривателя, заедания магнитолы, трещины в обивке и т.д. И автосалон вынужден будет вернуть полную стоимость, а также оплатить все услуги по регистрации машины. Либо надеяться, что суд, куда покупатель подаст на 100% обоснованный иск, признает такие действия злоупотреблением правом и отклонит требования потребителя. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского - если иск будет удовлетворен, с автосалона взыщут еще и штраф в половину суммы, а также проценты за несвоевременную выплату причитающихся владельцу денег, моральный вред, госпошлины, расходы на адвоката и т.д.
Если же неисправность обнаружилась после указанного срока, вернуть или поменять товар можно будет, только если недостаток будет существенным, либо же продавец нарушит установленный законом срок ремонта. Кроме того, такое право возникает у потребителя в случае, если в течение каждого года гарантийного срока в совокупности он не мог использовать товар более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
... и 45 на ремонт
Другая поправка ограничивает срок ремонта 45 днями, причем этот или меньший срок должен быть указан в письменном соглашении с потребителем, заключенном при сдаче товара в гарантийное обслуживание. Кроме того, сервисный центр не вправе ставить в зависимость срок ремонта от наличия запасных частей, оборудования и иных подобных причин. «В последние годы наиболее массовые и чувствительные для потребителей нарушения их прав встречаются в сфере гарантийного обслуживания сложной бытовой техники, – констатируют авторы принятого закона. – Пользуясь некоторой неопределенностью формулировок и слабыми знаниями потребителей продавцы и сервисные центры навязывают гражданам условия ремонта, существенно осложняющие им возможность нормально пользоваться приобретенной техникой. В устной информации сообщаются одни сроки устранения недостатков, а в приемочных квитанциях обычно мелким шрифтом указываются сроки до 45, 60, 90 и даже 180 дней. Причем, зачастую они действительны лишь при наличии запасных частей. В результате товар может находиться в гарантийном ремонте до полугода, без какой-либо ответственности перед потребителем за невозможность его использования, что не стимулирует уполномоченную организацию своевременно исполнять гарантийные обязательства».
Не исключено, что теперь большинство сервисных центров будет навязывать максимальный допустимый законом срок – 45 дней. Но злоупотреблять таким правом будет опасно уже самим продавцам: потребитель вместо долгосрочного ремонта может потребовать вернуть товар. При выдаче товара владельцу из ремонта должен выдаваться письменный акт с описанием товара, указанием даты сдачи и выдачи, информацией об использованных деталях и прочее.
плати проценты
С 11 декабря вводится ответственность за нарушение срока передачи потребителю предварительно оплаченного товара хотя бы на один день. Либо покупатель согласится ждать обещанного, получая за каждый день просрочки 0,5 процента от внесенной предоплаты (183 процента в год), либо может отказаться от договора, потребовав обратно не только всю внесенную сумму, но и возмещения убытков. Причем, эта норма императивная – гигантскую неустойку потребитель может взыскать, даже если в подписанном им договоре указаны более низкие проценты.
источник

Комментариев нет:

Google