вторник, 21 августа 2007 г.

Русский с китайцем...


...Братья навек! Эх, жаль, что я не знал, как это будет по-китайски: в тот момент мне бы это здорово помогло! Ну никак я не ожидал, что этот парень ударит полицейского. Возможно, следующим буду я. Уворачиваясь от замелькавших со всех сторон локтей, прикрываю фотокамеру. Сильный толчок в спину. Крики. Налитые кровью глаза. Испуг. Сейчас они все сметут, затопчут. Но увидев, как жестко полицейские отбросили драчуна к ограждению, разбушевавшаяся толпа отступила назад. Пятисекундное затишье. Отодвинув металлическую решетку, офицер службы безопасности пропускает меня на территорию пекинского экспоцентра. Добро пожаловать на выставку Auto China 2002! За оградой относительно спокойно: сегодня — день прессы...

ВИРТУАЛЬНАЯ НЕРЕАЛЬНОСТЬ

Ступор, ощущение растерянности. Поначалу я списывал это на жару, потом грешил на разницу в часовых поясах, на усталость. Автобусы на открытых выставочных площадках перед павильонами. Много автобусов. Туристические и городские. Большие и маленькие. Красные, желтые, зеленые. Яркие и очень яркие. Но я не видел на улицах Пекина ничего подобного! Такая же ситуация с грузовиками: Hyundai, Isuzu, Mercedes. А каков выставочный ассортимент легковых автомобилей! Стенд Bentley — три модели, Mercedes — десять машин, Lexus, Lotus... Чуть поодаль — вызывающий стретч Lincoln Town Car и шикарный Volkswagen Phaeton, первый официальный показ которого состоялся в Европе буквально на днях. Для кого все это? Неужели для тех китайцев, которые ради возможности побывать в оазисе западной культуры и сфотографироваться рядом с «фарфоровой» стендисткой пробивают полицейские кордоны? Или впрямь пришла пора менять моторикшу на BMW?
Седьмая ежегодная выставка Auto China 2002 для подавляющего большинства местных жителей не более чем шоу, а для зарубежных участников — очередная попытка найти партнера на местном рынке, потенциальная емкость которого будет исчерпана еще очень и очень нескоро. Но любопытно, что просто продавать автомобили в Китае невыгодно: острые налоговые «ножницы», находящиеся в твердых правительственных руках, безжалостно отсекают любые попытки насытить рынок иностранной техникой — позволить себе купить настоящий западный автомобиль может только малочисленная прослойка министерских чиновников и госслужащих. Нужен стабильный сбыт с серьезными объемами? Тогда подтягивайте производство, вкладывайте деньги и заключайте контракты с местными производителями. Если 40% от стоимости конечного изделия составят узлы и детали местного производства, тогда — другое дело. Именно по такой схеме и строится так называемая «национальная автомобильная промышленность» Китая — отрасль, целиком созданная руками зарубежных инвесторов. В 2001 году она произвела на свет 2334000 автомобилейEuro II и автоматически ужесточается механизм лицензирования в области закупок иностранных технологий. Роль государства в выборе зарубежного партнера очень велика, и порой это приводит к забавным результатам. Китайский концерн Shanghai, к примеру, «крутит любовь» сразу с двумя иностранными партнерами: General Motors (торговая марка Buick, седаны Sail и универсал повышенной вместимости GL8) и Volkswagen (модели Santana и длиннобазный Passat). Другой производитель — FAW — работает с фирмами Audi (азиатская версия А6 с увеличенной колесной базой), Volkswagen (сборка модели Jetta) и GM (китайская версия Lincoln Town Car). Так что понять, по какому принципу распределены обязанности в том или ином секторе рынка между местными производителями, непросто. Равно как и получить какую-то аналитическую информацию. Впрочем, кое-какая статистика все же есть, ею торгуют на стендах специальных агентств. Хотите что-то узнать о фирме Tianjin, работающей по лицензии Daihatsu? Интересует китайский партнер Suzuki — фирма Changan? Удивлены, что при разнообразии марок и моделей роль такси в Пекине выполняют исключительно Dongfeng Fukang («в миру» — Citroen ZX) и Shanghai Santana? Тогда купите на выставке англоязычный справочник China’s Automobile Industry Annual Report&Long-Term Forecast. Это — растиражированный на плохоньком копировальном аппарате талмуд ценой... $795! Нереально. Моих командировочных не хватило бы...
РУССКИЙ ДЕСАНТ

Свои сильные позиции в Китае наш автопром начал сдавать лет десять назад, когда Россия была занята внутренними экономическими проблемами. С улиц Пекина исчезли Волги, почти не осталось Жигулей, хотя изредко попадается продукция ЗАЗа и АЗЛК. Будет ли новая волна? Похоже, что будет.
Далее

Комментариев нет:

Google